Если рассматривать историю человечества, то 20 век - это несомненно век стандартизации. Развитие массового производства привело к тому, что все, что исстари делалось вручную, стало выпускаться промышленным способом. Стандартизация постепенно вытеснила из мира окружающих нас вещей красоту, понимание которой - пропорция, логика линий - заложено в человеке от природы. К примеру, когда мы смотрим на людей, то не задумываясь понимаем: этот красивый, а этот - нет. Нарушение пропорций, созвучий диссонансом отзывается в нас. И наоборот - если человек находится среди красивых, гармоничных вещей, он успокаивается, становится добрее, у него уходит внутренняя зажатость. Он по-другому начинает воспринимать окружающий мир, становится способен к самореализации, раскрытию своего творческого потенциала.
Архитектура в этом смысле особенно важна, потому что это то, в чем мы живем и что постоянно видим вокруг. Это хорошо понимали наши предки: каждый старался хоть чем-то выделить, украсить свое жилище: придумать замысловатые наличники на окна или наверши у крыш, что-то расписать, поставить у забора особенную лавочку, чтобы глаз радовала. Если человек растет в деревне, в непосредственном соприкосновении с природой, то она сама формирует его эстетическое восприятие мира. Но в городе, где природа зачастую представлена лишь чахлым тополем во дворе-колодце на четыре дома, инструментом формирования чувства прекрасного в человеке становится в том числе архитектура.
Есть в наших краях один дом, который существенно отличается от всего, что мы привыкли видеть. Находится он неподалеку от Истры, в Рычково, и несомненно, является яркой местной достопримечательностью, пройти мимо которой просто невозможно. Мы очень рады, что хозяева сказочного Терема оказались так же сказочно добры и приветливы и согласились рассказать читателям Истра.РФ об истории создания дома и о замечательном мастере А.В. Рядинском. Знакомьтесь: Евгения Колотыгина - владелица дома, Тимофей Ткач - мастер музыкальных инструментов и Ксения Тишкина - воспитанница легендарной «Былины», художник-декоратор.
И сам Терем, и его интерьер - это индивидуальные вещи, сделанные вручную и только из природных материалов. Автор этого проекта, Анатолий Васильевич Рядинский, был поистине уникальным человеком. О нем известно не много: родился в крестьянской семье в Тульской области в 1938 году, 3 года отслужил в армии. Судьба забросила его в Зеленоград, где он в 1975 году построил первую турбазу «Солнышко».
А в 1985 году на поляне на берегу Истринского водохранилища Рядинский начал стоить свою легендарную базу «Былина». Центром и первым объектом ее стал «Храм огня» - очаг, а уже вокруг него постепенно построились беседки, кухня, колокольня, дома-терема. «Здесь душа базы будет»,- говорил зодчий. И действительно именно у огня собирались все гости, тут до утра звучали песни, велись неторопливые беседы о жизни и творчестве.
25 лет без выходных и отпусков создавал мастер свой неповторимый мир русского зодчества. Из огромных бревен строил избы, мастерил необычную мебель, украшал дома, светильники резьбой и макраме. Все эти годы работал с утра и до ночи, иногда при свете керосиновой лампы большое хозяйство требовало постоянного труда. А трудиться Рядинский умел. В одном лице и директор, и завхоз, и дворник, и строитель он создал неповторимый сказочный русский уголок, куда люди приезжали как в убежище от суетного и разобщенного мира.
Рассказывает Евгения Колотыгина: «Переехав в Москву из Петербурга, я очень любила подолгу гулять по берегам Истринского водохранилища. Однажды мы с сыновьями забрели на турбазу «Былина», которая разительно отличалась от стандартных баз отдыха: дома были «вписаны» в лес, слиты с ним. Сделанные из толстых бревен, украшенные кружевами из сплетенных веревок, они казались сказочными, волшебными. Мне казалось, что я попала в другое измерение. У берега стояла настоящая ладья, а в ней дед с повязкой на лбу, в посконной одежде, с большой бородой... Поражал его взгляд: он как будто пронизывал насквозь, и добрый, и грозный одновременно.
Завязалось знакомство, я начала приезжать на «Былину». Людей туда влекла не только внешняя красота и желание побыть на природе: здесь был создан мир человеческих отношений, каких ранее я не встречала, это был мир «без погонов». На базу мог приехать кто угодно, там бывали и простые люди из поселка, и известнейшие личности из мира искусства, политики, и военные. Но все собирались у одного костра, пели, готовили еду, ели за одним огромным столом, обменивались мыслями. Скинуть шелуху, заглянуть внутрь себя, осознать, какой я на самом деле это было так непривычно и так здорово! И когда каждый становился собой мы ощущали, что едины, мы все - часть одной природы. Единство было принципом жизни на «Былине».
Центром этого уникального «клуба» под открытым небом, его душой был, конечно, Анатолий Васильевич. Он устраивал необыкновенные праздники Масленица, Иван Купала, Святки, которые не были просто игрой в обряд. Хозяин базы распределял каждому обязанности (а иногда приезжали более ста человек одновременно), и все были вовлечены в действо. Не было спиртных напитков (мы пили чай с травами из самовара), но такого искреннего, простого, детского веселья я раньше не встречала.
Попадая в эту систему отношений, ты словно пробуждался, становился более живым. Ты возвращался к себе настоящему. Когда мы встретились с Анатолием Васильевичем, я активно занималась бизнесом, и мне казалось, я все могу купить; после знакомства c ним я поняла: я все могу сделать. Отношение к жизни и себе поменялось кардинально. Я открыла, что жизнь состоит не только из твоего быта, работы, сложностей - она течет через какие-то простые вещи, в том числе через то, что ты делаешь своими руками. Встреча с ним перевернула мою жизнь, хотя он не был учителем, философом».
Тимофей Ткач: «У него, несомненно, была стройная философская система, но он никогда не учил - он жил ей, и вовлекал в эту систему восприятия мира других. Он не учил просто он давал людям в этом пожить, поучаствовать: сбросить с себя галстуки-пиджаки-мерседесы и прочие ненужные скорлупки, в которые человек себя прячет, потаскать бревнышки, принять участие в общем деле. И прикоснуться, с одной стороны, к природе, а с другой сделать своими руками что-то, к природной красоте приближенное».
Ксения Тишкина: «У нас, детей, создавалось ощущение, что ты давно его знал, будто это твой дед. Он всем был дед. Как царь могуч, велик, громаден, но тебе не страшно - он тебя защищает. Никогда не высказывал оценок, но рядом с ним ты сам понимал, когда поступил неправильно. К нему хотелось прижаться душой. С людьми он общался очень просто, создавал естественную атмосферу, в которой каждый, не стесняясь этого, мог проявлять себя как хотел».
Продолжает Евгения Колотыгина: «... И когда «Былину» у нас отобрали, хотелось перенести эту атмосферу в свой дом, сделать такой уголок открытости, простоты, прямоты, безопасности. Изначально идея Терема это дом для конкретного человека, для меня. Просто в какой-то момент Анатолий Васильевич сказал: тебе нужен дом. Он нарисовал волшебную сказочную картинку реальность не из нашего мира. «Дом это храм твоей души: в середине ты мама (центральная часть), и к ней детки прижались, два сына (две башни дома)».
Сначала было непонятно, как это вообще можно воплотить ведь Анатолий Васильевич не был профессиональным архитектором. Тогда он сделал макет, и потихоньку все начало двигаться. Он сам руководил строительством, поднял крышу, успел нарисовать многие предметы интерьера, эскизы для отделки и ушел из жизни... У меня было чувство, что он оставил меня в начале большого пути, и я даже не представляла, как все это завершить без него.
Но постепенно в работу включились люди, которые никогда раньше подобным не занимались. Оказалось, что нужны были не навыки дизайнера-профессионала, а умение погрузиться в пространство дома, в его звучание, его замедленный ритм и тогда стали получаться вещи, созвучные духу этого дома. Тимофей Ткач, замечательный мастер музыкальных инструментов, сделал необыкновенную деревянную кухню, стулья и другую мебель. Ксения Тишкина, PR-специалист, начала придумывать и рисовать разные предметы интерьера.
Дом устроен так, что все его части сообщаются между собой - и это намеренно. Он выступает таким объединяющим фактором для всех, кто в нем находится. По традиции, заложенной Анатолием Рядинским, тут не принято готовить стол к приходу гостей готовят все вместе и при этом общаются. Общению уделяют большое внимание ведь это момент, когда душа прикасается к душе. А это требует неторопливости».
Хозяева дома поддерживают в нем творческую атмосферу, Терем продолжает жить своей жизнью. «Мне хочется, чтобы тот замысел, который нес Анатолий Васильевич, мы не растеряли, чтобы мы жили этим.
Что происходит в доме? Просто жизнь. Люди приезжают, чтобы пожить на природе, потрудиться, порадовать друг друга своими талантами. Мы стараемся все делать вместе: едим за одним столом, лепим пельмени, гуляем в лесу, катаемся на лыжах и коньках, устраиваем музыкальные вечера и творческие мастерские. Приезжают друзья, друзья друзей, кто-то просто приходит с улицы, заинтересовавшись необычным видом дома. О нас ведь разные слухи ходят: кто говорит, что это ресторан, кто-то думает, что музей. Поэтому мы очень рады возможности рассказать истринцам о Тереме и его зодчем Анатолии Васильевиче Рядинском».
Чибисова Оксана
Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.