Русская Палестина - от Патриарха Никона до наших дней
(краткая история)
Еще царь Алексей Михайлович в 1657 г. в душевном восторге при виде прекрасных пейзажей на берегу реки Истры воскликнул: «Воистину это место прекрасно, как Новый Иерусалим» (по Откровению Иоанна Богослова - Царство Божие) и повелел строящийся Святейшим Патриархом Никоном монастырь именовать «Новым Иерусалимом».
Однако не только красивая природа, но и сходство святынь, расположенных на территории Истринского края, со своими первообразами в Святой Земле, уже имеющихся в начале XVII века, было замечено Святейшим Патриархом Никоном, который подчеркнул его, как художник, который одним мазком создает гениальное полотно.
Так на русской земле возникло это чудо, «икона на местности», архитектурное и ландшафтное повторение Храма Гроба Господня в Иерусалиме и окружающих его святынь древней Палестины.
Русская Палестина это богоданный образ, сложившийся до Патриарха Никона в этих краях и продолжающий развиваться до настоящего времени.
Святейший Патриарх Никон задумал создать икону Святых мест на нашей земле и, как свидетельствуют многочисленные планы и чертежи 17 века, иногда собственноручно подписывал на планах палестинские наименования.
Интересно сохранившееся изображение Нового Иерусалима, каким он был в XVII веке (недостроен монастырь).
Это все именно то, что построил Святейший Патриарх Никон и что сохранилось после разрушения фашистами (известный феноменальный факт).
В течение долгого времени при восстановлении Ново-Иерусалимского монастыря велись споры - по какому проекту реставрировать, так как, по мнению многих облаченных властью создателей Концепции по восстановлению монастыря, барочный стиль (творение Растрелли, именно то, что и сохранилось) - это пошло и не соответствует идее Русской Палестины. Якобы нужно восстанавливать по «проекту Патриарха Никона». Из приведенной гравюры, однако, следует, что на момент ссылки Патриарха никакого такого проекта не могло возникнуть.
В конечном итоге здравый смысл восторжествовал, чему все истринцы искренне рады.
Документы по истории монастыря и его вотчин, сохранившиеся в монастырском архиве, - это землевладельческие документы, которые были приложены к грамотам или купчим на каждую вотчину монастыря. А их у Нового Иерусалима до реформы 1764 года было 23 в разных уездах.
Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить. Топографические объекты получили новые названия: Истра стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором.
Между тем, река Иордан не протекает вблизи Храма Гроба Господня, а гора Фавор находится от него на десятки километров к северу.
Казалось бы, для Патриарха Никона географические совпадения координат не имели существенного значения. Но это не совсем так. Именно места, имеющие первообразы в Святой Земле, были выкуплены либо Патриархом Никоном, либо его последователями, в вотчину Воскресенского монастыря.
Вифлеем
Вблизи Иерусалима, строго на юг, примерно в 10 км, расположен Вифлеем - место рождения Спасителя мира.
Вблизи г. Истры, на юг, примерно на таком же расстоянии, как Вифлеем по отношению к храму Гроба Господня, находится село Петровское Рождествено.
Церковь Рождества Христова с приделами Петра и Павла деревянная, построенная изстари, в селе Петровском, в начале XVII ст. «стояла пуста» и село Петровское, на суходоле, было пустошью, находившеюся по писцовым книгам (1623-1624) г. Московского уезда Сурожского стана, к вотчине «за Алексеем Микитиным Годуновым, что было прежде за Василием Головленковым, да за Федором Львовым»Хеврон
В Палестине есть Хеврон, а в нем - первообраз нашего Троицкого храма. Это - подворье Русской Духовной миссии (РДМ), храм строго называется «Святых Праотец Авраама и Сарры у дуба Мамврийского». Как известно, под этим дубом, которому уже тогда было более тысячи лет, Аврааму явились три ангела (Ветхозаветная троица).
Поэтому наш русский храм в Хевроне называют и Троицким.
Поселок Троицкий с двумя действующими храмами (деревянным и каменным) во имя Пресвятой Троицы, бывший погост, находится в 8 км юго-восточнее г. Истры, в 1,5 км от левого берега р. Истры, у железнодорожной платформы Троицкая.
В 1643 г. деревню купил царский стольник Роман Федорович Бобарыкин. В 1646 г. Бобырево уже считалось сельцом (следовательно, скорее всего, в нем был храм).
Бобарыкин построил здесь в 1675 г. церковь во имя Живоначальной Троицы,
Патриарх Никон, даже если бы и обратил внимание на схожесть Троицкого с Хевроном, то купить село у Р.Ф. Бобарыкина он бы не смог в силу весьма неприязненных отношений с Бобарыкиным.
Однако видимо, неслучайно в 1682 г. (после кончины святейшего Патриарха Никона) село по Государеву указу было куплено к дворцовым вотчинам, в Хлебный приказ, и в том же году пожаловано Ново-Иерусалимскому монастырю.
Крестовоздвиженский храм в селе Дарна (Дорна)
Дарна (Дорна, как село называлось в древности по наименованию речки Доренки) расположено по дороге в Крюково. В 1751 году была построена церковь Святых апостолов Петра и Павла. В первой половине XVII века село является вотчиной Ф. Пушкина. Со второй половины XVII века село является вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, именуясь селом Воздвиженским. И это не случайно. Интерес самого Святейшего Патриарха Никона и затем его учеников и последователей к селу объясняется тем, что по своему географическому положению оно примерно повторяет месторасположение Крестного монастыря в Святой земле.
Факты свидетельствуют о том, что и Святейший Патриарх Никон, и его последователи обращали внимание на уже имеющуюся топографию, ландшафтную икону Святой земли, и их стараниями карта пополнялась.
Хотя Назаретом после ссылки Патриарха Никона называлось село Чернево, в котором храм Успения Пресвятой Богородицы был построен на средства царевны Татьяны Михайловны,
На приведенной карте города Воскресенска XIX века, которую составил морской офицер Шуберт, видны помеченные «палестинские места».
В XVIIIXIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была поставлена маленькая часовенка над источником Самарянки.
Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юго-востока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.
Интересна гравюра начала 18 века. Возможно, автором гравюры был загадочный воскресенский иеродиакон Петр, найти его подписные произведения пока никому не удалось.
К концу 18 века сформировались представления о Русской Палестине, которые отражены на карте 1784 года:
Здесь мы видим и Магдалу, и Назарет, хотя Истринское водохранилище (Тиверианское море) появилось спустя 150 лет.
Вместе с тем администрация Истринского муниципального района под «Кластером «Русская Палестина» понимает создание инфраструктуры туризма (дороги, гостиницы, пешеходные зоны), в значительной степени пренебрегая непосредственно объектами, составляющими ландшафтную икону Святой Земли - подмосковную Русскую Палестину.
Ничего общего с замыслом двух Патриархов (Патриарха Никона и нашего Патриарха Кирилла) не имеет и разработанная Министерством культуры Московской области Концепция Туристического кластера «Русская Палестина».
К тому же никаких оснований для разработки такой Концепции у Минкультуры области просто нет.
Воссоздание святых мест Русской Палестины активно поддержано Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
При посещении Ново-Иерусалимского монастыря (http://www.patriarchia.ru/db/text/3349640.html ) Патриарх Кирилл сказал:
«Посещая этот район Подмосковья, русские люди смогут не только увидеть храм Воскресения, но и как бы прикоснуться к Святой Земле. Для тех, кто посещает Русскую Палестину, могут быть разработаны замечательные туристические маршруты. Но эти замечательные поля, луга и рощи не должны покрываться какими-то искусственными новоделами. Русская Палестина не может превратиться в туристический кич. Здесь должны быть действительно восстановлены исторические памятники, которые были бы связаны с библейскими событиями, привязаны к священной топографии Святой Земли».
На заседании Попечительского совета Благотворительного Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Кирилл также отметил: «Вот мы завершаем реставрацию здания, с Божьей помощью в 20152016 годах всё это завершится, но очень важно помнить о том, что в замысел Патриарха Никона входило обустройство «Русской Палестины» - в виде некоего аналога Святой земли. И полагаю, что нам нужно будет подумать о том, как воплотить в жизнь эти замыслы Патриарха Никона, как обустроить всё то, что нас окружает».
Тем самым наш Патриарх отмечает, что замысел восстановления пространственной иконы Святой Земли, который начинается с реставрации Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря,- в ее духовной составляющей.
По нашему мнению, значение самого этого уникального уголка Подмосковья - Русской Палестины - не только и не столько в принятии мер для наибольшего приближения к святыням Святой Земли, хотя и эта минимальная задача всячески игнорируется. Несомненно, программа восстановления святынь Русской Палестины - это и возвращение к исконным национальным ценностям
Православие призвано сыграть далеко не последнюю роль в деле возрождения страны. Поэтому Русская Палестина, идеи Патриарха Никона - это огромный потенциал не только для развития международного туризма и паломничества, но и в целом для духовного возрождения России, возврата к православным ценностям. Сегодня государственные и канонические идеи Патриарха Никона актуальны, как никогда прежде.
Известно, что решающее значение в деле осуждения Патриарха Никона явилось именно строительство Ново-Иерусалимского монастыря. Он воплотил в себе идею «Москва-третий Рим», а также и духовный центр России - «Новый Иерусалим». В Апокалипсисе Иоанна Богослова «Новый Иерусалим» - это Царство Небесное, Рай. «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». (Откровение Иоанна Богослова. Глава 21).
Фактически идея Нового Иерусалима означала духовный путь развития России, стремление стать и остаться центром Православия, это русская идея в камне.
Очевидно, что необходима информационная работа по пропаганде идей Патриарха Никона. А у нас в Истре есть даже памятник Леонардо да Винчи. А вот памятника Патриарху Никону, создателю такой невероятной красоты и основателю города Истры, не просто нет - об этом даже заикнуться еще недавно было нельзя.
Актуальна и остро необходима организация разработки программы воссоздания Русской Палестины. А то дороги будут, а ездить по ним будет некуда.
Директор Историко-православного фонда «Русская Палестина» Колотий Н.А.
Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.