Город Воскресенск (ныне Истра) в XVI в. значился «пустошью Котельникова на реке Истре Московского уезда, Сурожского стана». В 1584 г. пустошь Котельникова, состоявшая при деревне Макрушине, на речке Песочной того же стана, находилась в поместье «за Семеном Андреевичем Черкасским, а в 1624 г.- за Романом Бобарыкиным» . Деревня Макрушино была также пустошью. «Пустошь» в понимании того времени- эта опустевшая земля. Если у пустоши есть наименование, то это означает, что раньше на этом месте было поселение.
Близ этой местности в XVI в. находились: сельцо Кречкино (также именовалось Рычково ) и деревня Сафатово, на той же речке Песочной, Московского уезда, Горетова стана.
Роман Бобарыкин построил в деревне Сафатово около 1636 г. деревянную церковь в честь Воскресения Христова с пределами. В приходной книге Патриаршего Казенного Приказа за 7147 (1639 г.). написано: «Церковь Воскресения Христова, да с пределами Покрова Богородицы, да Николы Чудотворца». И стало Сафатово селом Воскресенским.
Патриарх Никон неоднократно останавливался в селе Воскресенском для отдыха по пути в Иверский монастырь и каждый раз искренне восхищался красотою природы этих мест. Стал он думать о возведении здесь обители, и с этой целью в 1656 г. купил у Романа Бобарыкина село Воскресенское с деревнями и пустошами в вотчину Новгородского Иверского монастыря, построенного в 1655- 1657 г.
Не так давно обнаружился рисунок погребения Святейшего Патриарха Никона 8 сентября 1681 года (н.с.) из архива Российской Государственной библиотеки, который значительно изменяет наше представление и о степени готовности Ново-Иерусалимского монастыря, о ландшафте нынешней Истры, о ее окрестностях.
День погребения- это день празднования Иконы Божией Матери Владимирской. Она и сияет в центре композиции.
Известно, что монастырь 15 лет, т.е. все время ссылки Патриарха, не строился. То, что было построено Святейшим, то и должно было быть изображено на гравюре о дне его погребения.
Однако, неожиданными являются многие моменты.
Например, полная готовность колокольни. Мы знаем, что Святейший Патриарх Никон успел до ссылки достроить собор «до сводов». Оказывается, это не значит, что собор стоял без крыши. Видимо, деревянная Кувуклия все же была построена.
Интересно, что деревянная ограда значительно ближе подходит к собору и колокольне. Это значит, что при строительстве каменной ограды площадь монастыря была увеличена.
Вдали- Преображенский храм села Никулино. Не видно каких-либо прудов. Так как все прорисовано очень точно, то вполне можно доверять и облику построек монастыря, и виду Елеонской часовни на первом плане, что, кстати опровергает мнение, что часовня была построена примерно тогда же, что и каменная ограда. Силуэт скита сильно отличается от привычного. Да и Сионский холм- не такой уж и холм. Зато справа (район нынешней больницы) гора повыше горы Фавор, которая изображена за монастырем.
Из анализа этой старинной гравюры можно сделать вывод, что уже после кончины Патриарха холм Сион был подсыпан, а территория монастыря расширена при рытье прудов.
Другой рисунок недостроенного монастыря, каким его оставил Патриарх Никон до ссылки в Ферапонтов монастырь, также подтверждает тот факт, что Елеонская часовня была построена либо самим Патриархом Никоном, либо его последователями уже после его ссылки (что мало вероятно)
31 октября 1657 года была освящена теплая деревянная церковь во имя Воскресения Господня, с трапезою и прочими монастырскими службами и водружен поклонный крест на истринской горе Елеон царем Алексеем Михайловичем и Святейшим Патриархом Никоном .
Как было указано в надписи на кресте XVII века, воспроизведенной и на восстановленном в 2006 году поклонном кресте, царь Алексей Михайлович, дошел до горы Елеон, и нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный (Царство Божие), поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим.
С этого момента и началось строительство не только монастыря, но и ландшафтной иконы палестинских христианских святынь, связанных с земной жизнью Спасителя.
Именно вследствие развития монастыря вокруг начали развиваться лежащие вблизи селения, доросшие в XVIII веке до города, который получил наименование Воскресенска, а затем (в 1930 году) стал именоваться Истрой.
В соответствие с названием обители- Новый Иерусалим, и все места, прилежащие к ней, получили новые названия, перенесенные со святых палестинских мест. Гору, с которой царь обозревал местность монастыря, Патриарх назвал Елеоном, река Истра, окружающая монастырь, получила имя Иордана, прилежащие холмы названы Фавором и Ермоном и т.п.
Так бы возможно и оставались деревни Сафатово, Котельники и т.д. до настоящего времени деревнями, а возможно, и пустошами, если бы Святейший Патриарх Никон, проезжая мимо по Волоцкой дороге в Иверский монастырь , не обратил внимание на удивительно красивую местность вокруг села Воскресенского Сурожского стана.
По поводу наименования «Сурожский стан» имеется несколько толкований.
Однако, местное предание связывает наименование реки Истры с рекой Дунаем (на языке многих народов Дунай- Истр) и с древним путем «из варяг в греки». По волоку Ламскому из реки Ламы суда перетаскивались в реку Истру. Река, на которой останавливались («стан»?) выходцы с берегов Дуная, тогда полноводная, показалась им похожей на родной Дунай, отсюда и наименование «Истра».
Известно, что на Балканах есть даже город «Истра», таким именем названы отели, заправочные станции и иные объекты на Балканах.
Слово стан означает лагерь, остановку, «становать»- стоять в поле лагерем. Слово «сурожский» или «суровский» означает товар шелковый, шерстяной, в общем, виды тканей. [2]
Здесь достаточно ясно указано и подтверждено многими авторами, что не Патриарх Никон вводил новшества, а именно старообрядцы. Но по непонятным причинам эти факты веками замалчивались.
Как известно, Патриарх Никон стал ближайшим советником царя Алексея Михайловича не только по церковным, но и по политическим делам и в 1649 году был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого.
В 1652 году умер патриарх Иосиф; Стефан отказался от патриаршего престола, зная, что царь хочет видеть патриархом Никона.
При огромном скоплении молящихся 7 августа (н.с.) 1652 года царь умолял Никона стать Патриархом и даже встал на колени. Когда же все собравшиеся в храме упали на колени, то Никон дал свое согласие нести тяжкий крест патриаршества. Однако, зная большие нестроения в церковной жизни, он просил дать клятву быть ему послушными в делах веры.
Царь и народ присягнули Никону «послушати его во всем, яко начальника, и пастыря и отца»...
На следующий, 1653 год, Никон начал церковную реформу, целью которой было упорядочение обрядов, исправление ошибок и отсебятины в богослужебных книгах.
В 1654 году собор духовенства поддержал Патриарха Никона и принял решение «о новой справе», то есть исправлению церковных книг по греческим образцам. С этим многие не были согласны.
Обстоятельства, предшествующие русскому расколу, удивительно напоминают далекие события западной Реформации: все те же действующие лица, все те же механизмы и приемы решения задач, все та же идеологическая поддержка провозглашаемых реформ.[4] Власти приняли строгие меры, опасаясь выступлений народа, и фактически, тайно вывезли Патриарха из Кремля под усиленной охраной стрельцов.
Толпы народа встречали умирающего Патриарха после 15 лет ссылки.
Братия его любимого Воскресенского монастыря безгранично почитала Божиего угодника Никона. Примеров этого достаточно много. Так, по прошению братии в 1700 году (заметим, что это происходило в царствование Петра I, относящегося к Церкви настолько отрицательно, что дело дошло до отмены патриаршества) митрополит Ростовский Иоасаф благословил возведение на месте кончины Патриарха Никона под Ярославлем каменной церкви во имя преподобного Александра Свирского взамен деревянного креста, смытого вешней водой.[6] Господь тем самым вразумляет многие поколения одуматься и пересмотреть сложившееся ложное представление о святом праведнике Никоне.
Попытки канонизации Патриарха Никона предпринимались в прошлые века,[8]
Начиная с XVII века почитание Патриарха оставалось неизменным, несмотря на широко распространяемые сплетни, домыслы, клевету.
Так, об обширной иконографии Патриарха, вплоть до настоящего времени, сообщают многие авторы.[10]
Патриарх считал, «что Московскому царству грозит разрушение, он видел знаки наступления антихристова царства и грядущую гибель Отечества, поэтому боролся всеми возможными средствами» (М.В. Зызыкин)
Фактически идея Нового Иерусалима означала духовный путь развития России, стремление стать центром Православия.
Испытав в своей жизни полноту людской злобы, несправедливость и предательство «собинного друга» царя Алексея Михайловича, Патриарх Никон главной опорой в духовной жизни видел стремление к Горнему миру, к Царству Небесному. В «Апокалипсисе» Иоанна Богослова «Новый Иерусалим» это Царство Небесное, Рай.
Для Патриарха Никона «Новый Иерусалим» из новозаветного образа стал не только целью духовных стремлений, но и земным воплощением.
Сегодня Россия возвращается к своим традициям, многовековым национальным ценностям. Мы являемся в последние годы свидетелями того, как восстанавливается самобытность нашей страны.
Православие призвано сыграть далеко не последнюю роль в деле возрождения страны.
Поэтому Русская Палестина, идеи Патриарха Никона - это огромный потенциал не только для развития международного туризма и паломничества, особенно актуальных в связи с объединением Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви, но и в целом для духовного возрождения России, возврата к православным ценностям. Особенно православное мировоззрение будет полезно молодежи, которая сегодня во многом утратила нравственные ориентиры. Ведь нельзя воспитать патриота своей страны, если он не знаком с историей своей малой Родины. С другой стороны икона на местности, как и всякая икона, привлекает благодать своего аналога.
Наталья Колотий, директор Благотворительного Фонда «Русская Палестина»
[2] Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863. с.7.
[4] Э.о. профессора С-Петербургской духовной академии протоиерей Павел Николаевский. Жизнь Патриарха Никона в ссылке и заключении после осуждения его на Московском соборе 1666 года. Историческое исследование по неизданным документам подлинного следственного дела Патриарха Никона. С-Петербургская типография Ф. Елеонского и К. Невский пр. , 134. 1886.
[6] Н.А. Колотий. Крестный путь Патриарха Никона. Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма. М. 2000.
[8] Пантеон российских авторов. Ч.I.Издание Платона Бекетова. М.1801
[10] Архимандрит Аполлос. Краткое начертание жизни и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России, собранное Первоклассного Ставропигиального Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим именуемого, архимандритом Аполлосом. М. В Синодальной Типографии. 1826. с. 76-77
Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.