Вы находитесь в Архив.Истра.Рф, перейти на новый портал Истра.РФ
Новостная лента
Сообщить новость
Народные новости
Опубликовать новость
  • 27 сентября 2013, 15:00
  • 299
  • 32

Обрушение купола глазами очевидца

Происшествие, о котором пойдет речь сегодня, стало частью истории Истры в далеком 1985 году. Именно тогда произошел случай, изменивший весь город - по крайней мере, его внешний облик.
Обрушение купола глазами очевидца

Нам удалось побеседовать с человеком, который стал свидетелем событий почти 30-летней давности, когда 25 января из истринского пейзажа навсегда исчезло грандиозное сооружение в виде купола диаметром 234 метра и высотой 112,3 метра.

Гигантский купол, по воспоминаниям многих притягивавший взоры днем и ночью, был любимым детищем флагмана истринской науки ВНИЦ ВЭИ, а также гордостью и надеждой всей оборонки. Об этом свидетельствуют пожелтевшие страницы научных и популярных журналов того времени. Хотя все, что связано с куполом, до сих пор окружено тайной, известно лишь, что он предназначался для проведения экспериментов в области высоковольтных испытаний. После того, как амбициозный проект провалился в буквальном смысле этого слова, кроме официального заключения, возникло множество версий и слухов. Сегодня, спустя годы, своими воспоминаниями с "Истра.РФ" поделился человек, на глазах у которого произошли описываемые события.

Вот что рассказала наша собеседница, в то время - рядовая сотрудница ВЭИ.

− 25 января. Утро. Темно, как ночью. Я иду на работу. Падает тяжелый мокрый снег, − именно эта деталь рассказа легла в основу одной из последующих версий обрушения купола. Но начиналось то далекое утро для нашей героини как обычно - ранняя электричка, безлюдная проходная.

- В 7.30 пересекаю проходную, и вдруг раздается страшнейший грохот. Потом писали, что падало тихо, но я до сих пор помню, как это случилось. Было страшно. На проходной все замерли: и я, и вахтер. Я кое-как дошла до основного корпуса, а наша лифтерша, Любовь Михайловна, которая приходила раньше всех, лежит на полу, за батарею схватилась, голову накрыла и кричит: «Батюшки, что там такое, война, наверное, началась!». Мы сначала вообще не поняли, в чем дело. Потом стало собираться начальство, пришел директор.

Когда рассвело, мы подошли к окну, а купол было видно из окон ВЭИ, все просто обалдели: эта громадина из железа сложилась внутрь, как тряпка. Железо обвисло складками, как огромное количество ткани. Конечно, сначала испугались больше всего из-за того, что там могли быть сотрудники. Подумали о том, что погибли люди. Но оказалось, что они не успели прийти на объект. Слава Богу, что там никого не было внутри. Стояла только техника, которая разрывала котлован внутри купола...

Это была трагедия для всех. И для тех, кто там работал, и для тех, кто не имел отношение к этому куполу. У нас был настоящий траур. Даже в столовой все в тот день стояли в очереди и ели с каменными лицами.

Впоследствии была комиссия, расследовали причины, но нам, простым смертным, об этом ничего не говорили. Среди людей было много разговоров, склонялись к мнению, что причиной стал сильный снегопад.

С тех пор прошло несколько десятков лет, наша собеседница давно не работает в ВЭИ, но события того дня врезались в память на всю жизнь.

Хотя история эта обросла слухами, но, как выяснилось, большинство из них не имеют под собой основы: при падении никто не погиб - ни охраны, ни сторожа внутри не было. А единственным пострадавшим можно считать одного из приехавших на место обрушения конструкторов сооружения, у которого действительно случился инфаркт.

Поделиться:
Авторы: Редакция Истра.РФ
Вы не авторизованы.
Аватар пользователя Anton78
Anton7827 сентября 2013, 18:19
А я слышал, что купол был объектом стратегического назначения. И как полагалось, в те далекие времена его охранной занимались военные. Потому на его территории постоянно несли караульную службу солдаты.
Аватар пользователя alekistra
alekistra27 сентября 2013, 2:40
Да...была достопримечательность еще одна в Истре...прикольно.А чего это вдруг вспомнили то?
Аватар пользователя Галина
Галина27 сентября 2013, 6:17
Здание в виде шара было построено при институте ВЭИ и было предназначено для разработки новых видов энергии.Оно очень красиво и загадочно высилось на фоне всего города. Видимо инженеры чего-то не рассчитали и первый тяжелый снег , упав на купол, сложил его как карточный домик.Было жалко. Видимо инопланетянам не хотелось, чтобы мы быстро нашли новые виды энергии и они посыпали купол супер-снегом. На этом все и закончилось, останки потом долго валялись за железной дорогой.
Аватар пользователя vorona
vorona27 сентября 2013, 10:30
Ходили слухи, что из-за купола у монастыря были проблемы, как у исторического памятника . И тут: рраз! И нет проблемы! )))
Аватар пользователя Гекльберри
Гекльберри27 сентября 2013, 9:59
Местные жители рассказывали, что складывался купол с большим свистом от выходящего воздуха, а не грохотом.
Аватар пользователя Люсьена
Люсьена27 сентября 2013, 14:04
В это время над ВЭИ были отмечены НЛО. Я не говорю-инопланетяне и зелёные человечки, но шары были. Их видели многие и даже в журнале "Техника Молодёжи" на эту тему была статья.
Аватар пользователя vorona
vorona27 сентября 2013, 6:09
Наших развалинами не удивишь. У нас вся страна так выглядит. Съездите в деревню в какой-нибудь Ульяновской или Костромской области, даже не в глухую. Да и развалин всяческих заводов хватает по стране.
Аватар пользователя лелик1968
лелик196827 сентября 2013, 23:10
Не, грохот был, я тогда на Глебовке жил, даже там слышно было!
Аватар пользователя фортемона
фортемона27 сентября 2013, 10:17
Да, не свист, а грохот был, как при падении самолета.Все подумали, что самолет упал. Я как раз в это время на работу шла, и была в районе новоиерусалимского универмага.
Аватар пользователя alekistra
alekistra27 сентября 2013, 12:59
Вот она...СЕКРЕТНОСТЬ!!!!)))) Все все знают!!!)))
Аватар пользователя etlau
etlau27 сентября 2013, 9:37
"...начальник строительного отдела ЦК КПСС И. Н. Дмитриев из-за аварии купола лишился своей должности. На его место был назначен и переехал в Москву Б. Н. Ельцин. Цепочка событий, связанная с этим именем, в конце концов привела к развалу Советского Союза"
Аватар пользователя vorona
vorona27 сентября 2013, 1:05
Союз развалился при Горбачеве, а обрушение купола, получается, привело к власти Путина. Это заинтересует туристов больше, чем развалины как таковые.
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 18:08
Объект, построенный в Истре был, скорее всего, не районного значения, поэтому и расследование проводили сотрудники центрального аппарата КГБ. О таких неприятностях, как обрушение купола, в советское время особо не распространялись, т.к. по телевизору говорили и в газетах писали в основном о достижениях. Это теперь мы быстро узнаём о хороших и плохих известиях, произошедших в нашей стране, благодаря интернету и свободе информации.
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 13:47
Странно, пишете blackseafar Суждение наивно. В чём наивность? В том, что расследование проводилось сотрудниками центрального аппарата КГБ, а не сотрудниками районного отделения КГБ, т.к. купол имел значение не районного масштаба. Так Вы же сами это подтверждаете предложением: К проекту были привлечены соцстраны и пахло международным скандалом.. Судя по предложению, которое Вы написали Провинциальное КГБ, по сельской простоте, могло найти виновников катастрофы!, можно подумать, что виновники обрушения купола не были найдены. А откуда Вам об этом известно?
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 17:38
Незадолго до падения купола Истринское КГБ обнаружило под монастырем, на трассе кабеля связи минобороны с Группой войск в Германии шпионскую закладку - искусственный пень, в котором аппаратура считывала информацию и сбрасывала на спутник связи. Для спецслужб это была сенсация! Провинция нашла американское чудо техники! Центр проспал доставку шпионской аппаратуры! Было много шуму - отсюда, в деле купола, просматривается элементарная ревность спецслужб и зависть!Вы случайно, blackseafar, не были сотрудником Истринского КГБ?
Аватар пользователя фортемона
фортемона27 сентября 2013, 23:33
"...начальник строительного отдела ЦК КПСС И. Н. Дмитриев из-за аварии купола лишился своей должности. На его место был назначен и переехал в Москву Б. Н. Ельцин. Цепочка событий, связанная с этим именем, в конце концов привела к развалу Советского Союза"Вот это уже интересно. Вот где собака порылась.
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 21:06
"...начальник строительного отдела ЦК КПСС И. Н. Дмитриев из-за аварии купола лишился своей должности. На его место был назначен и переехал в Москву Б. Н. Ельцин. Цепочка событий, связанная с этим именем, в конце концов привела к развалу Советского Союза"etlau, Вы забыли написать откуда взят Ваш комментарий. Придётся мне это сделать за Вас. Написанное etlau является завершением раздела 5.11 Купол в Истре книги Тайны стальных конструкций, написанной Михаилом Арошенко, Вадимом Гордеевым, Игорем Лебедич конструкторами, работающими в Украине.
Аватар пользователя Зюня
Зюня27 сентября 2013, 19:20
"Опубликовано 21:02 27-09-2013 пользователем blackseafar Напомним, что из-за невежества доморощенных архитекторов также рухнул каменный купол монастыря. Современной деревяной конструкцией купол монастыря обязан гетману Мазепе!"Не вводите людей в заблуждение.
Аватар пользователя лелик1968
лелик196827 сентября 2013, 20:49
"Опубликовано 21:02 27-09-2013 пользователем blackseafarНапомним, что из-за невежества доморощенных архитекторов также рухнул каменный купол монастыря. Современной деревяной конструкцией купол монастыря обязан гетману Мазепе!"Не вводите людей в заблуждение.А можно подробнее, при чем здесь Иуда?
Аватар пользователя very lively
very lively27 сентября 2013, 21:50
в этом году рухнул купол в НИИЭМ. с этого места можно поподробнее?
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 15:47
Деформация купола вследствие нерасчетных снежных нагрузок, привела к расхождению листов кровли и протечкам. Вумные космические конструктора взамен поддомкрачивания и допстоек покрыли свод купола рубероидом. Снег перестал сползать с шероховатой крыши и в январе купол рухнул! Подробности борьбы за упрочнение свода при строительстве и свои страдания может рассказать Олег Шлейко.blackseafar, судя по статьям и по фотографиям к ним купол не был покрыт рубероидом, только на Малом куполе его прототипе, был рубероид, так что Ваше предположение: Снег перестал сползать с шероховатой крыши и в январе купол рухнул! не верно.
Аватар пользователя krokodil_gena
krokodil_gena27 сентября 2013, 14:23
Существует еще слух, что главный инженер этого купола потом застрелился.
Аватар пользователя Крис 11
Крис 1127 сентября 2013, 4:15
УДАЛЕНО МОДЕРАТОРОМ. ПРОСЬБА НЕ ОТКЛОНЯТЬСЯ ОТ ТЕМЫ ОБСУЖДЕНИЯ
Аватар пользователя krokodil_gena
krokodil_gena27 сентября 2013, 1:20
Нам учитель труда об этом рассказывал...
Аватар пользователя asterisk2
asterisk227 сентября 2013, 21:25
интересно, а сейчас их заставили бы купол снести...ведь охранная зона монастыря
Аватар пользователя Люсьена
Люсьена27 сентября 2013, 2:57
интересно, а сейчас их заставили бы купол снести...ведь охранная зона монастыряА что у нас что-то уже снесли????
Аватар пользователя hope
hope27 сентября 2013, 5:59
Одна из главных святынь нашего монастыря - мощи святой Татьяны (ее правая рука). Купол чудесно сложился в Татьянин день и никто не пострадал! Слава Богу!
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 2:28
В интернете на странице http://deletant.livejournal.com/83953.html написано много интересного про строительство данного купола, помимо всего, там выложены фотографии, по которым можно увидеть стадии строительства данного объекта и, как он выглядит на данный момент, кроме того даётся несколько версий причины обрушения купола. В данной статье предлагается почитать статью Виктора Петрова Не ставший куполом тысячелетия http://alldomes.ru/node/49, в которой он высказывает оригинальную точку зрения на причины катастрофы, эта версия чем-то похожа на ту, которую написал нам blackseafar.
Аватар пользователя al_ex10
al_ex1027 сентября 2013, 6:03
УДАЛЕНО. Просьба обсуждать тему статьи, не переходя на личности.
Аватар пользователя Redlight
Redlight27 сентября 2013, 23:56
А чего его обсуждать? Лично для меня и без всяких комиссий с самого начала было ясно, что купол сложился из-за большой нагрузки на поверхность с малой кривизной. Криворукие проектанты не знали, что природой давно придумана яйцевидная форма для подобных конструкций. Обычные долбодятлы, и никакой мистики.
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 4:34
... Сопричастны падению купола и нынешние сотрудники ВЭИ, молчат, не выдают тайн - имен не состоявшейся кучи лауреатов Гос и Ленинских премий.Скачек в современной теории проектирования оболочек больших размеров позволяет указать ошибку Главного конструктора - академика (и целой рати проверяющих госорганов) мгновенно, даже без ЭВМ.Похоже, blackseafar, Вы недовольны результатами проведённой проверки и тем, что никто не был наказан за явное халатное отношение к своим должностным обязанностям. Если в советские времена не заметили уголовного преступления, то разве сейчас, по прошествию стольких лет, кто-нибудь даст указание на новое расследование обрушения купола?
Аватар пользователя драконовен
драконовен27 сентября 2013, 5:01
blackseafar, написав о том, что в России публикуются материалы о катастрофах не в целях извлечения уроков и предупреждения новых катастроф, а в целях наказания, Вы сами себе противоречите, до этого Вы писали, что вместо сотрудников районного КГБ вели расследование сотрудники из центрального КГБ, чтобы не были найдены виновные: Провинциальное КГБ, по сельской простоте, могло найти виновников катастрофы!. Нынешняя информация по поводу обрушения купола в Истре, которая размещена в интернете, а также описана в книгах, вряд ли дана для того, чтобы наказать кого-то за дела почти 30-летней давности, скорее всего для того, чтобы были поняты допущенные ошибки.
Опрос
Что вы хотели бы видеть на месте руин бассейна "Дельфин" в Истре?
скейтпарк
10%
новый бассейн
14%
гостиницу
10%
спортивный комплекс
29%
парковку
0%
аквапарк
29%
свой вариант (подробности в комментариях)
10%
Всего голосов: 21
Обсудить опрос
Комментарии

Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.