Я печатала на машинке какой-то срочный материал. Вдруг зазвонил телефон. Я взяла трубку. Звонил из Москвы мужчина. Он просил меня сходить на дачу к писателю Илье Эренбургу и передать важные сведения для него, потому что у писателя не работал временно телефон. Мужчина очень меня просил, и я согласилась.
Я закрыла свой кабинет и пошла на дачи НИЛ, где располагалась усадьба писателя Эренбурга. Идти мне надо было минут тридцать. Я спешила, и пришлось полдороги бежать, чтобы как можно быстрей вернуться на свое рабочее место. Работы было у меня всегда много.
Вошла в калитку дачи и пошла по ухоженной дорожке. Подошла к крыльцу. В это время отворилась входная дверь дома, и вышел сам писатель. Он остановился на верхней ступеньке и молча посмотрел на меня. Я начала ему говорить о том, о чем просил меня мужчина, звонивший из Москвы. Эренбург выслушал меня, и ни слова не сказав, открыл дверь в свой дом и скрылся за ней. Меня поразило его поведение. Он даже не спустился ко мне с высоких ступеней и не пригласил подойти к нему ближе, где он сам стоял. Он даже не сказал мне спасибо. Я была удивлена. Вот, оказывается, как люди, достигшие высокого положения, становятся, откровенно говоря, невежливыми, или просто не замечают других людей, ниже себя по статусу. Я бы сказала, унижают своим высокомерием.
В следующий раз я уже отказала звонившим из Москвы и никогда больше к Эренбургу с поручениями не ходила.
Еще раз мне пришлось быть свидетелем нетактичного поведения писателя в день выборов. Избирательный участок находился в Доме отдыха на территории поселка «Пионерский» недалеко от дачного поселка НИЛ. Я была в участковой комиссии, и сидела за столом, принимая людей и выдавая им
Бюллетени. Директором дома отдыха был Николай Николаевич, фамилию которого уже забыла. Роста он был небольшого, на спине небольшой горб. Лицо его было не особо привлекательное, но зато это был человек большой души. Сотрудники дома отдыха его уважали и любили за доброту и отзывчивость.
Открылась дверь на избирательный участок, и вошел под руку с женой знаменитый писатель Илья Григорьевич Эренбург. Директор Николай Николаевич пошел к ним на встречу и протянул свою правую руку для пожатия писателю, но тот сделал вид, что не заметил его руки и отвернул голову в сторону, не подавая своей руки директору. Жена же Ильи Григорьевича моментально протянула директору свою руку и с очаровательной улыбкой пожала руку директору, тем самым вывела Николая Николаевича из неприятного, унизительного положения. Жена Эренбурга очень красивая, стройная женщина и, конечно же, мудрая.
Проголосовав, супруги Эренбург тотчас же ушли. Люди немного повозмущались поступком писателя. Николай Николаевич на избирательном участке больше не появился.
Кстати, тогда же мне привелось увидеть и других знаменитостей. Вспоминаю, как открылась дверь, и с веселым шумом вошли человек двадцать прекрасных нарядных девушек одного роста, и все сказочно красивы и милы. Это пришли проголосовать артистки из ансамбля всемирно известной «Березки». И хотя мне было очень приятно увидеть близко от себя девушек из всеми любимого ансамбля, надо сказать, вели они себя довольно высокомерно, видимо, слава их избаловала...
Вернусь к воспоминаниям об Илье Эренбурге. Я читала произведения Эренбурга, не все конечно. Восхищалась написанным, а больше самим автором. Возможно, когда я ходила к нему с поручением из Москвы, и то, что я ему передала, он воспринял, как неприятное сообщение, потому он вроде бы меня и не заметил, а ушел в свои мысли, не знаю, но мне кажется, что человек всегда должен оставаться внимательным к другим людям, если они даже ниже его по статусу. Однако обиды на Эренбурга я никогда не держала и не держу. Писатель, депутат Верховного Совета, общественный деятель он был личностью мирового значения. Мне приятно, что в нашем районе в то далекое советское время проживал с семьей, во время своего отдыха, знаменитый Илья Григорьевич Эренбург, и отрадно, что я лично его видела два раза.
Фаина Канашева. Краеведческое общество«Наследие».
Публикуя воспоминания Фаины Канашевой об Илье Эренбурге, краеведческое общество «Наследие» ни в коей мере не намеревается опорочить имя знаменитого писателя. Никто не умаляет значение Эренбурга как выдающегося борца за мир, антифашиста, общественного деятеля. Мы чтим тот факт, что видный деятель культуры причастен к нашему Истринскому краю. Но это не исключает нашу оценку его как человека в такой важной сфере, как взаимоотношения с непосредственно окружающими его людьми.
В данном случае ситуация отношений, условно говоря, «рядовых» и«нерядовых» не только психологическая, нравственная, но и историческая. По сути, этот невыдуманный рассказ - частный случай взаимоотношений народа и власти, народа и элиты. И говорить об этом нужно как раз чаще, не замалчивать больные проблемы, боясь стать кому-то неугодным.
Так получилось, что, несколькими строчками выше, я употребила слово «культура». А ведь главная составляющая культуры интеллигентность. Это понятие, пришедшее к нам из гуманистической русской литературы, предполагает уважительное, внимательное (и, безусловно, исключающее всякое высокомерие!) отношение человека к человеку - независимо от чинов, званий и регалий. К большому сожалению, этой интеллигентностью, по всей видимости, Илья Эренбург не обладал...
Елена Штейдле. Краеведческое общество «Наследие»
На фото: И. Эренбург на даче
Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.