Каждый город, от мегаполиса до маленького провинциального, имеет свою историю. Как из кусочков мозаики, она складывается из памятных событий и мест, заветных уголков и городских легенд. Облик города меняется, часто даже исторически значимые объекты теряют свой первоначальный вид, а что уж говорить о менее заметных - как это ни печально, они и вовсе исчезают, оставаясь лишь в нашей памяти.
О том, что в далекие 80-е в одном из уютных зеленых скверов неподалеку от сегодняшнего Центра досуга, гордо расправив 37-метровые крылья, «приземлился» пассажирский самолет Ил-18, сегодня помнят, пожалуй, лишь коренные жители района.
Настоящий самолет практически в центре города! Для Истры в те годы это стало настоящей сенсацией. Корпус самолета привезли и установили ночью, и жители дома № 21 по улице Юбилейной, выглянув с утра в окно, были просто потрясены, увидев на поляне самолет без крыльев (стоит припомнить, что в те годы был бешено популярен фильм «Экипаж»). В городе только и разговоров было, что о новой достопримечательности, в сквер толпами приходили и стар и млад рассмотреть вблизи белокрылого красавца. Раньше такое было возможно только на летном поле или на ВДНХ.
Интересно: Среди истринцев была в ходу такая шутка: а почему самолет поставили рядом с домом председателя исполкома? Говорят, он на нем улететь сможет, если что?!
Со временем выяснилось, что в сквере планируется создать целый комплекс учебно-тренировочной базы для подростков, которые мечтают о героической профессии летчика. Позже под боком у «Илюши» примостился «младший брат» - чешский учебно-тренировочный самолёт L-29. В планах была и установка вертолетов МИ-24 и МИ-6 (по некоторым данным, на это даже были выделены деньги). Напротив самолетов планировалось установить стелу в память о летчиках, погибших в Великую Отечественную войну.
Интересно: В нашем городе когда-то был довоенный аэродром, он находился примерно в том месте, где сегодня расположен спортивный комплекс «Арена-Истра». В 30-х годах при нем существовала авиационная школа, перед войной она подготовила ряд специалистов, которые потом стали высококвалифицированными пилотами, участвовали в военных действиях. Во время войны поле было разбито, и аэродром уже не возродился.
...А началось все в 1986 году с Клуба юных летчиков, который образовался с одной единственной целью заинтересовать мальчишек профессией авиатора. Первым и единственным руководителем Клуба был Владимир Филиппычев, он собрал около себя истринских пацанов, и начались тренировки. По воспоминаниям одного из подопечных Клуба, Дмитрия Свиркина (сегодня Дмитрий возглавляет авиамодельный кружок на базе ЦРТДиЮ "Ровесник"), в самолете находился учебный класс, который состоял из двух рядов парт (ширина самолета это позволяла) и кабины пилота; в первом салоне находился музей. Мальчишки проходили обучение курсу летной школы ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Интересно было все начиная от теории полета и заканчивая аэронавигацией. На занятия ходили в специальной форме: к обычной школьной форме пришивались погоны и шевроны. Престижным считалось получить курсантские погоны. На базе военной присяги была разработана своя присяга юных летчиков. У ребят была голубая мечта - покорить пятый океан, прикоснуться руками к небу.
Кстати, это был не единственный клуб, которому посчастливилось базироваться на настоящем самолете. Соседями юных летчиков был военно-патриотический клуб «Синева» - очень популярный в Истре клуб, в котором занятия с молодежью проводили ребята-«афганцы». Клуб насчитывал до 200 человек.
В 1988 года на базе военно-патриотического клуба "Синева" и Клуба юных летчиков был создан Истринский учебно-производственный комбинат (УПК). Мальчишки и девчонки - старшеклассники сельских и городских школ района, возвращаясь домой после занятий, с неподдельным восторгом рассказывали родителям и друзьям о своих первых маленьких успехах в авиационном или парашютно-десантном клубах при УПК. Здесь они учились летать, прыгать с парашютом, преодолевая страх и подростковые комплексы. Теорией ребята занимались в УПК, а на базе Серпуховского авиационно-спортивного клуба, Тушинского АСК им. Чкалова и Московского аэроклуба (аэродром Волосово, г. Чехов) проверяли свои познания и твердость характера на практике. Только за 1990-91 учебный год учащимися парашютно-десантного отделения был совершен 461 парашютный прыжок, а юными летчиками выполнено 1247 полетов. В тот же год 30 человек получили 3-й спортивный разряд по парашютному спорту и 4 человека - по самолетному спорту. Ребята неоднократно принимали участие во Всероссийском сборе подростковых клубов десантного и авиационного профиля в ВДЦ "Орленок" (Туапсе), в фестивале юных авиаторов в Ейске, занимали призовые места, получали награды, грамоты. Победам своих воспитанников искренне радовались наставники - В.С. Филиппычев, В.Г. Голочалов, П.А. Кущенков, В.А. Лосев, С.В. Куликов. Это был общий успех. И "Синева", и авиационный клуб военно-патриотическими назывались неспроста - в них преподавались не только уроки техники и мастерства, но и уроки мужества и патриотизма
Интересно: «Наш» Ил-18 был снят практически с рейса. Перед тем, как его транспортировать в Истру, с него сняли только приборы аэронавигации. Подопечным клуба однажды удалось с помощью аккумуляторов запустить приборные панели. В клубе долгое время жила идея восстановить одну из турбин самолета. В одном из салонов сохранились пассажирские кресла. Кабина пилота была полностью исправна штурвал, кресло, приборы...
А теперь - о грустном. Непростые события 1993 года привели к тому, что Клуб юных летчиков прекратил свое существование. Самолет остался бесхозным. По воспоминаниям бывшего секретаря исполкома Юрия Доронина, к председателю исполкома однажды обратились с просьбой разрешить организовать на базе самолета что-то наподобие кинопроката. Однако в те годы на самолете такого же типа в каком-то южном городе случился пожар, пострадали дети, поэтому пожарные наотрез отказались выдать разрешение на осуществление данной идеи. Без хозяйской руки и присмотра самолет начал быстро разрушаться. Не обошлось без вандализма: пожар все же случился, сильно пострадал фюзеляж, многое было раскурочено руками праздношатающихся подростков. Руководители района пришли к решению убрать самолет с лица Истры, однако это оказалось намного сложнее, чем его установить. Опуская многочисленные детали, отметим лишь, что в 1995 году Ил-18 все же распилили газосваркой на огромные части и вывезли в неизвестном направлении.
Так «Истринский самолет» ушел в историю... Около 10 лет простоял он в парке нашего города. Романтика неба ушла в прошлое, профессия летчика перешла в разряд непрестижных. Куда более актуальными становились профессии бухгалтера, брокера, рейдера...
Ирина Усик
Автор выражает благодарность в помощи при подготовке материала Дмитрию Свиркину и Юрию Доронину.
Использованы материалы сайта http://www.istra.ru/~upk/right.html
Фото из архивов В.Павлова, А.Баландина
Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.