Проезжая привычным маршрутом на Истринское водохранилище, я, признаюсь, не очень-то обращала внимание на указатель «Поселок Гидроузла им. Куйбышева». Привычные с детства названия «плотина», «водохранилище» ассоциировались лишь с купанием и другими радостями летнего отдыха просто еще одна остановка автобуса. Оказалось, что история поселка Гидроузла очень примечательна и интересна ведь в ней, как бы банально это ни звучало, отразилась история нашей страны.
В справке, которую мне дали в Музее Воды (г. Москва), говорится: «В начале 30-х годов возникла острая необходимость увеличения водоснабжения возросшего населения Москвы. В 1933 году приступили к проектированию Истринского водохранилища, в 1934 году начали монтаж гидроузла. За два года силами 10 тысяч заключенных и вольнонаемных был возведен мощный гидротехнический объект на Истре. Весной 1935 года плотина была готова к приему паводковых вод и началось заполнение Истринского водохранилища. В 1936 году была пущена первая очередь гидросооружений. С 1937 года по настоящее время гидротехнический узел находится в постоянной эксплуатации. Он включает в себя земляную плотину, донный водоспуск, поверхностный водосброс, гидростанцию. Протяженность водохранилища 25 км, длина плотины по гребню 487 м, максимальная высота 25 м».
Какая история кроется за этими сухими фразами, мне помог прояснить Михайлов Борис Николаевич, вся жизнь которого связана с поселком Гидроузла: здесь он родился и с тех пор постоянно проживает. Трудовая биография Бориса Николаевича тоже связана с родным поселком, почти 20 лет он проработал инспектором зон санитарной охраны Мособлводхоза. А последние несколько лет занимается чисто экологическими вопросами, нынче он - капитан самоходного судна, бригада под его руководством делает действительно важное дело: собирает мусор с поверхности воды на Истринском водохранилище.
История посёлка начинается 1 июня 1932 года, когда Совнарком СССР принял постановление о прокладке канала Волга-Москва. В рамках этого проекта плотину на Истре предполагалось построить около Бужарово. Однако потом было принято решение строить канал в другом месте, а Истринскому водохранилищу была отведена роль водного резервуара столицы, оно стало одной из составляющих частей канала им. Москвы. На теле водосброса гидроузла и сейчас можно увидеть выложенные камешками даты: «1932-1935».
Историческая справка: Канал, соединяющий Волгу с Москва-рекой, задумывался еще Петром I. Начали строительство в 1825 г. Предполагалось построить 36 шлюзов. Длина каналов 57 верст. 13 шлюзов были построены. Работы шли до начала строительства Николаевской дороги, потом остановились.
Кстати, плотину изначально должны были возвести по немецкому проекту между Михайловкой и Сафонтьево. Но место сочли неудачным, и в результате решили остановиться на русском варианте и использовать перешеек в Раково.
Переселили несколько деревень, среди которых были, например, Горки, старое Алехново, Бережки, Гравцово, Нечаево, Кутузово, Пятница-Берендеево, Лопотово, Васильки. (Кстати, мнение, что под водой водохранилища есть затопленные храмы, мой собеседник не подтвердил: только одна часовня сползла в воду, подмытая родником).
До затопления
После затопления
Поначалу работы вел трест "Москвострой", однако вскоре темпы москвостроевцев признали недостаточными, и все дела передали ОГПУ (с 1934 года НКВД). Борис Николаевич своими глазами видел в архиве Гидроузла акт о начале строительства за подписью Сталина, где было указано, что стройку курировал лично Берия. Понятно, что тут темпы и методы строительства начались другие.
Квалифицированные инженеры-гидротехники (в том числе и отбывавшие свой срок), спецы высшего класса с богатым опытом, приобретенным на Беломорско-Балтийском канале, а также огромное количество рабочих-заключенных подключились к строительству. Однако вспоминать об этом старожилы не любят условия работы и жизни заключенных были ужасными. От Никулино до Ламишино было несколько лагерей (по сведениям моего собеседника четыре) для каналоармейцев. Люди работали до изнеможения, умирали без счета. Их не хоронили по-человечески закапывали в ими же вырытые траншеи. Фактически вся пойма это одно большое братское кладбище.
Из воспоминаний старожила Истры Людмилы Ивановны Каралюнец: "В начале 30-х г.г. выше города начали строить Истринскую плотину, местная газета была переименована из "Воскресенских известий" в "Истринскую стройку". При строительстве стали сносить деревни, которым грозило затопление, их жители стали переселяться в город. Истра стала расти, в ней появились новые улицы - Рябкина, Шнырева, 25-летия Октября.
Возводили плотину заключенные, много было среди них украинцев: они были неважные работники, продразверстку не выполняли. Лагерь с деревянными бараками, в котором находились тысячи зэков, был в Бужарово (я в это время работала там в сберкассе и выдавала рабочим деньги). Часто заключенные убегали, тогда охрана НКВД начинала прочесывать окрестные леса (один раз я сама нарвалась в лесу на военных с оружием)».
Истринский водосброс
И еще два поразивших меня факта. 450-метровую дамбу строили практически вручную - одним паровым экскаватором, остальное тачкой и кайлом. А кирпичи для строительства зеки передавали по цепочке - от Новоиерусалимского завода до Гидроузла! Лишь позже от станции Новоиерусалимская к Бужарово была проложена узкоколейная железная дорога, по ней ходил рабочий поезд с паровозом. Узкоколейка после строительства была полностью разобрана. Сейчас по этим местам проходит автомобильная дорога.
Строительство Истринской плотины было закончено к ноябрю 1934 года. В приказе НКВД № 256 от 5 ноября 1934 года читаем: «ЦК ВКП(б) и СНК СССР поручили НКВД наряду со строительством канала Москва Волга построить водохранилище на реке Истре. За 18 месяцев работы гидротехнический узел закончен и сдан в срок технической приемной комиссии МК ВКП(б) и Моссовета. Законченная Истринская плотина является первым значительным вкладом строительства «Москва Волга» в дело водоснабжения Москвы».
В том же приказе есть и другие сведения: «307 лучших каналоармейцев Истринского строительства были освобождены из заключения, 1817 заключённым срок был сокращён на 2-3 года, 2822 заключённым - на 1-2 года, 4273 заключённым - на полгода-год».
Однако окончательно Истринский участок строительства был ликвидирован лишь в 1936 году. Многие удивляются красоте лесов, обрамляющих наше водохранилище (а оно по праву считается самым зеленым по сравнению с остальными). Я лично всегда была убеждена, что они естественного происхождения. Но это не так. Лесопосадки 30-метровой ширины по периметру всего(!) водохранилища это тоже дело рук заключенных, которые еще около двух лет после завершения строительства сажали на берегах деревья.
Как видим, водохранилище создавалось как рукотворный, но живой организм, с учетом всех нюансов. А уникальное устройство гидроузла позволяло сбрасывать уровни воды в нем «по слоям», в зависимости от прогрева. Всего было 4 уровня сброса. К сожалению, сейчас используют лишь верхний и нижний.
Истринская земляная плотина. Башня донного водоспуска
Истринская гидроэлектростанция. Большой турбинный агрегат
Но вернемся к истории поселка. Строительство завершилось, оставшиеся в живых каналоармейцы уехали, но большинство инженерного и руководящего состава (многим из которых «скостили срок») осталось в поселке. Они и стали определять уровень жизни. По воспоминаниям Б.Н. Михайлова, это были интеллигенты высшей марки. В общении они никогда не позволяли себе повысить голос на человека, в быту поддерживали высокий уровень культуры, старались привнести в жизнь поселка красоту. Одним из ярких представителей интеллигенции поселка был Григорий Васильевич Шаповалов, один из начальников Гидроузла, бывший сталинский заключенный.
Бараки стали первым местом жительства обслуживающего персонала и тех, кто не уехал. Очень быстро началось возведение настоящих домов, работы по благоустройству. Однако мирную жизнь прервала война. Истринский гидроузел единственный в системе Московского водопровода, которому в годы Великой Отечественной войны выпало тяжелейшее испытание вражеской оккупации. И с этим связана еще одна страница истории поселка, о которой в сети Интернет можно найти массу разноречивых сведений.
«На бревнышки разлетались хрупкие крестьянские избушки, унося с потоком стариков, женщин и младенцев. Разлетались в щепки рабочие бараки в Павловской Слободе. Чудом уцелевшие домики оказались затопленными водой с густой ледяной крошкой и осколками больших льдин». «Высота потока, смывавшего все на своем пути, составляла не менее 25 метров» (И. Кузеев, «Потоп московский», «Совершенно секретно»)
«Вдруг послышался какой-то непонятный гул. Гляжу — а по Истре волна идет, высоченная... Лед на реке ломает, деревья на своем пути выдирает с корнем и тащит вниз... Как до деревни дошла, тут и началось! Хорошо, наш дом повыше стоял, а те, что ближе к берегу, враз затопило, ломать начало — только бревна трещат. Из людей кто-то смог зацепиться за надежную опору, кто-то успел в сторону убежать, но некоторых вода с собой забрала. Нашлись потом несколько человек — сумели выбраться из потока ниже по течению, где вода по луговине растекаться начала, но были и утонувшие. Человек пять наших деревенских сгинуло бесследно в этом потопе...». (Воспоминания Людмилы Малявиной, жительницы деревни Бабенки (сведений об этой деревне, кстати, я так нигде и не нашла, тем более - на карте района) из статьи «Водяной щит Кремля», А. Добровольский. «МК»).
Общий вид земляной плотины со стороны водохранилища
Первый перепад Истринского водосброса
Взрыв плотины и затопление деревень как это было на самом деле? Кто взорвал наши или немцы? Сколько людей пострадало? Б.Н Михайлов прояснил ситуацию, основываясь на воспоминаниях работников Гидроузла и старожилов, с которыми прожил бок о бок всю жизнь.
Из справки «Музея Воды»: «По приказу командования 24 ноября 1941 года в 1500 были взорваны два затвора и башня донного водоспуска, тем самым был создан оборонный водно-заградительный рубеж на реке Истре. Вода хлынула огромнейшим валом, уровень в нижнем бьефе поднялся на пять-шесть метров».
На самом деле плотину взрывали дважды. Первый раз по приказу нашего командования взорвали представители Гидроузла (руководил инженер Назаров). Это было частью новой необычной оборонительной тактики, примененной против наступающих немецких войск: создать искусственную водную преграду. 24 ноября был взорван один из затворов водосброса на плотине, и через шлюзовую систему сошел 4-метровый уровень воды. Для немцев это, к сожалению, не стало серьезной преградой. Им пришлось выждать не более 3 дней, пока уровень искусственного паводка не снизился, затем они продолжили наступление.
Спустя примерно две недели уже сами фашисты взорвали огромную земляную дамбу (правда, не без усилий качество строительства было отменное). Вода пошла через тело плотины, и тут волна была намного значительней конечно, не 25 метров, а порядка 4-6. Нашим войскам, по рассказам очевидцев, пришлось действительно наступать по шею в ледяной воде. Пытались немецкие саперы взорвать и башню управления инженерное сооружение, которое позволяло подавать воду на турбины. Ее обложили взрывчаткой, но она устояла. А лет 10 назад, когда проходила реконструкция, обнаружилась и причина неудачи: на дне плотины водолазы нашли много неразорвавшихся мин со свастикой, которые по плану должны были сдетонировать. Осечка вышла у фрицев.
Теперь - о якобы смытых с лица земли деревнях. Отношение к зоне затопления в те годы было очень четкое (вспомним, кто курировал строительство), существовала карта затопления при катастрофических ситуациях. Поэтому деревень в речной пойме не было, и мирное население не пострадало - в отличие от советских воинов. Борис Николаевич утверждает, что наши потери могли быть меньше, если бы была так же четко налажена связь, как у немцев - наших не смогли вовремя предупредить о взрыве.
В середине декабря 1941 года плотина была освобождена, в январе 1942 года начались восстановительные работы. В основном работали женщины и молодежь. Москве нужна была вода, и люди понимали это, потому трудились по полторы-две смены, без выходных. Орудиями производства служили тачки, носилки, кирка, лопата. Турбину и другие агрегаты перед приходом фашистов работники Гидроузла спрятали в лесу. За дело взялись специалисты высокого класса, поэтому оборудование удалось быстро установить ввести в эксплуатацию. Свет с гидроэлектростанции начали подавать в Истру на хлебопекарню и на другие важные предприятия, а также в Бужарово, Алехново. К весне 1943 года Истринское водохранилище было подготовлено к приему паводковых вод. За возрождение плотины истринцы были отмечены государственными наградами.
Истринская гидроэлектростанция
В 50-е годы в поселке возводятся новые жилые дома, очистные вооружения, детский сад, котельная. На Истринский гидроузел пришли былой порядок и чистота, разбили сад. Вспоминает Б.Н.Михайлов: «Это был расцвет поселка. Интеллигентский состав руководства по-прежнему определял жизнь в поселке. Благодаря правильной организации Гидроузел жил собственными ресурсами: работала своя пилорама, конюшня, кузница. Время было небогатое, но в детсаду нас кормили со своего огорода вишней, клубникой, овощами, фруктами. Была своя пасека - подкармливали детсад, школьников. Замечательная, увлеченная женщина по фамилии Морозова, из той же компании руководителей, занималась озеленением, из Тимирязевской академии привозила саженцы. В саду поселка росли необычайные сорта яблок «Стеклянные», «Розмари», о которых мало кто слышал. Весь Гидроузел был в зелени, посадили прекрасный липовый парк.
Красота неописуемая: хозяйки соревновались, у кого разнообразнее цветы в палисаднике, все благоухало ведь тогда вместо заборов были штакетники. Построили ДК, это был настоящий центр культурной жизни поселка: тут и самодеятельность, и кино было событием, проводились «огоньки», выступали барды... Нас, детей, постоянно приобщали к благоустройству: мы ухаживали за клумбами, поддерживали порядок, а в награду руководство нас катало на катере. Были хорошие спортплощадки, футбольная команда. Городки были настоящим повальным увлечением!»
А что же дальше? Тут мой собеседник поведал не очень радостную историю.
Отношение к Гидроузлу всегда было трепетное - ведь это источник питьевой воды. И до, и после войны конные наряды военных (их казарма до сих пор сохранилась в поселке) смотрели за тем, чтобы в водохранилище не стирали белье, не гоняли коров сразу могли «выдать путевку и кайло». Поначалу колодцы были не у всех из-за гидроуровня водохранилища, и из него пили воду! Мосводоканал аккуратно окашивал все заливы, не допуская зарастания берегов. Лес по берегам был роскошный - ухоженный, чистый; масса грибов, ягод. Не подпускали к водохранилищу до начала 70-х: стоял шлагбаум, въезд был по пропускам и справкам.
...Сначала появились туристы, которые ставили на берегу палатки. Потом, в начале 70-х, в «Известиях» вышла статья «Северная Швейцария» о том, что красивейшие места Подмосковья не используются для отдыха трудящихся. Началось строительство баз отдыха. Сначала глебовские предприятия, а затем истринские НИИ начали активно застраивать ими берега водохранилища. Беда была в том, что когда доступ к воде открыли, службы, сформированные при Гидроузле лесники, милиция с этим процессом не справились. А Мосводоканал не смог создать структуру, которая осуществляла бы надзор за деятельностью баз.
Легендарная база "Былина", созданная уникальным человеком, Анатолием Рядинским, была, пожалуй, единственным примером бережного отношения к природе
Постепенно базы отдыха начали оказывать отрицательное воздействие на биофлору водохранилища. Деревья вырубались, накапливались бытовые отходы; туалеты везде были земляные, и дренаж способствовал развитию селитера и сине-зеленых водорослей, которыми сейчас зарастает водохранилище. Кстати, еще одна причина их размножения перестали окашивать берега, на берег пополз лозняк и другая дурная трава, а в процессе их загнивания в воде и образуется питательная среда для сине-зеленых.
Идет нарушение биологического ритма водохранилища. С конца 80-х, по словам Бориса Николаевича, регулировка воды стала неграмотной. Уровень водохранилища отошел от берега. Новые дома часто стоят практически на ложе водохранилища, особенно на бывших базах. Кстати, о них. По сведениям Михайлова, из 150 баз остались доступными около 20, а активно работают лишь 5-6. Остальные перешли в разряд частных некоммерческих партнерств, которые в любой момент могут стать... коттеджными поселками.
Напоследок Борис Николаевич сказал: «Любой процесс доходит до определенного уровня - как пружина. Когда Москве не будет хватать воды, тогда обратят внимание на проблемы нашего водохранилища, начнут разбираться. Тогда начнут экологическое восстановление а значит, придет пора возрождать экологические службы.
Мои пожелания? Хочется увидеть водохранилище полным, берега - чистыми, а самое главное - отношение людей должно поменяться, потому что водохранилище - это живой организм, и он хочет жить дальше».
Чибисова Оксана
Автор выражает благодарность сотрудницам «Музея Воды» АО «Мосводоканал» (г. Москва) за предоставленные материалы и фотографии, Б.Н. Михайлову за уникальные воспоминания.
Использована информация сайтов:
http://www.stroyka.ru/
http://zlv14.ru/gidroyzel/gidroyzel.html
http://rodioncevo.teamforum.ru/
Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.