Вы находитесь в Архив.Истра.Рф, перейти на новый портал Истра.РФ
Новостная лента
Сообщить новость
Народные новости
Опубликовать новость
  • 19 марта 2012, 10:38
  • 16
  • 1

Трамвай «Воскресенск – Москва»

Немногим из истринцев известно, что впервые идея устройства загородной трамвайной линии, следующей в Москву, была предложена более 100 лет назад двумя энтузиастами,
Трамвай «Воскресенск – Москва»

Реализации идеи подмосковной трамвайной линии помешали Первая мировая война, а затем революция 1917 года.

Недавно, в начале марта, в моих руках оказалась Истринская народная газета «Русский город»», а в ней небольшая заметка «На трамвае до Звенигорода...», сообщавшая читателям о том, что в настоящее время прорабатывается проект строительства трамвайных линий, соединяющих некоторые районы Московской области с трамвайной сетью Москвы. Одна из 7 планируемых линий должна пройти через Истру.

Однако немногим из истринцев известно, что впервые идея устройства загородной трамвайной линии, следующей в Москву, была предложена более 100 лет назад двумя энтузиастами, один из которых потомственный дворянин, владелец усадьбы в Зенькино Алексей Николаевич Рукин.

От Воскресенска до центра Москвы на трамвае каков размах провинциалов! Идея прямо-таки амбициозная. Стоит о ней рассказать подробнее. Но сначала надо отметить, что большой дворянский род Рукиных был издавна тесно связан с нашим краем. Представители этой фамилии играли заметную роль в жизни Звенигородского уезда, в состав которого входила и наша Истра (прежний Воскресенск).

Алексей Николаевич Рукин и его единомышленник Михаил Александрович Попов (лесопромышленник, владелец усадьбы в деревне Чаново Рузского уезда) были настойчивы в продвижении идеи загородного трамвая, который должен был на границе Москвы без проблем переходить на городские трамвайные рельсы.

Одобрение необычной идеи последовало от самого императора Николая II. Согласно высочайшему разрешению от 26 августа 1911 года были начаты работы по поиску наилучшего варианта подмосковной трассы длиной в 48 верст, пролегавшей по пересеченной местности. В короткие сроки данные изыскания были проведены бригадой инженера путей сообщения Курмина.

Одним из привлекательных факторов предложенного варианта являлся, как сейчас мы выразились бы, фактор экологический. В проекте подчеркивалось, что будущая трамвайная трасса будет проходить «по выдающейся по своим климатическим и топографическим данным местности». Чистая вода и прекрасные подмосковные леса будут способствовать «дачной колонизации», а соединение маршрута с городскими рельсами даст горожанам возможность иметь «постоянную оседлость вне Москвы». Путь до Москвы «трамвайный поезд», состоящий из 2-3 вагонов, должен был преодолевать за 1 час, остановки «по мере надобности».

Губернские власти поддержали проект. Вот что указывалось в резюме: «Проектируемая дорога принесет несомненную пользу населению, оживит и увеличит существующие поселения и будет значительно способствовать промышленному развитию и кустарным промыслам тех районов, при которых проектируется названная дорога».

В начале 1914 года Губернский Совет утвердил проект. Московский городской голова Н. И. Гучков, хотя и с некоторыми замечаниями и оговорками, также поддержал проект.

Для его реализации Губернской управой было принято решение о поиске финансовых средств. Но вскоре, в этом же 1914 году, грянула Первая мировая война, а 1917 году революция. В результате ни царской власти, ни советской было уже не до пригородных трамваев ...

А вот Бельгийское трамвайное общество в 1916 году перекупило право на постройку трамвайной дороги. Причем, за солидное вознаграждение. Кроме того, авторов идеи ввели в состав правления в качестве пожизненных почетных директоров.

Вот такая история как оказалось, с продолжением ...в 2012 году.

Что ж, надеемся, на сей раз мировые катаклизмы нас минуют, и мы прокатимся на трамвае из Истры в Москву! И вспомним с благодарностью «амбициозного» зенькинского помещика Алексея Николаевича Рукина.

Елена Штейдле. Краеведческое общество «Наследие»

На фото А.Н. Рукин

Поделиться:
Авторы: Редакция Истра.РФ
Вы не авторизованы.
Аватар пользователя xela
xela19 марта 2012, 13:30
Кстати, известный истринский режиссер Михаил Глебович Голомзин- потомок Алексея Николаевича Рукина.
Опрос
Что вы хотели бы видеть на месте руин бассейна "Дельфин" в Истре?
скейтпарк
10%
новый бассейн
14%
гостиницу
10%
спортивный комплекс
29%
парковку
0%
аквапарк
29%
свой вариант (подробности в комментариях)
10%
Всего голосов: 21
Обсудить опрос
Комментарии

Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.