Вы находитесь в Архив.Истра.Рф, перейти на новый портал Истра.РФ
Новостная лента
Сообщить новость
Народные новости
Опубликовать новость
  • 14 ноября 2007, 13:19
  • 29

Человек яркий, судьба трагическая. Памяти Петкова Д. В.

Человек яркий, судьба трагическая. Памяти Дмитрия Вербановича Петкова.Предлагаемой публикацией о Д.В. Петкове авторы продолжают серию публикаций, заявленную в газетах «Истра – плюс» №15(51) от 22.04.2005 г. и «Гучковский вестник» за 21.05.2005 г.
Человек яркий, судьба трагическая. Памяти Петкова Д. В.

ЧЕЛОВЕК ЯРКИЙ, СУДЬБА ТРАГИЧЕСКАЯ. (Памяти Дмитрия Вербановича Петкова)

Предлагаемой публикацией о Д.В. Петкове авторы продолжают серию публикаций, заявленную в газетах «Истра плюс» №15(51) от 22.04.2005 г. и «Гучковский вестник» за 21.05.2005 г. Замысел серии публикаций о директорах музея «Новый Иерусалим», деятельность которых стала заметными вехами в истории музея, принадлежит Надежде Фёдоровне Трутневой, директору музея в период с сентября 1996 по январь 2001 года. Жизнь Надежды Фёдоровны трагически оборвалась вследствие тяжёлой и скоротечной болезни. Осуществление замысла Надежды Фёдоровны авторы посвящают её памяти.

В 1963 году культурная общественность Подмосковья была потрясена разгромной статьёй в газете «Ленинское знамя», печатном органе Московского Обкома КПСС. В статье речь шла о «вопиющих недостатках» воспитательной работы в музее «Новый Иерусалим», один из научных сотрудников которого перешёл в лоно православной церкви. Следствием такой публикации стало освобождение в 1964 году от занимаемой должности директора музея Дмитрия Вербановича Петкова. Возвращаясь поздно вечером на поезде из Москвы, где в Областном Комитете по культуре решалась его судьба, 54-х летний, полный сил и творческих планов, выдающийся по результатам музейной деятельности директор подвергся внезапному и беспощадному удару тяжёлой болезни. Он почувствовал, что его настиг паралич. Это был инсульт. К счастью, за время, что оставалось до Истры, состояние несколько улучшилось, но одна сторона его тела оставалась непослушной. Автобусы уже не ходили. С большим трудом, хромая, он преодолел расстояние 1,5 километра от станции до монастыря, где жила его семья. Через 5 лет, не дожив одного года до пенсии, он ушёл из жизни. С тех пор прошло около 40 лет. Сейчас ему было бы 97 лет возраст живых! Ещё живы люди, сохранившие память об этом замечательном человеке. И вспоминая о трагедии Д.В. Петкова, они говорят, что в условиях жизни того времени его погубила его врождённая сверхинтеллигентность. Сегодня мы, порой, испытываем ностальгию по «тому времени», но взгляд через призму судеб таких людей, как Д.В. Петков, напоминает строки И. Губермана из его «Гариков на каждый день»1):«Я повзрослел, когда открыл,Что можно плакать или злиться,Но тьма вокруг то харь, то рыл,А непохожих бьют по лицам.»Чем же он был «не похож», чем выделялся среди окружающих? Как прожил он последние 5 лет своей жизни, пережив насильственную отставку с должности директора музея? И, главное: что представлял собой этот человек с такой трагической судьбой, которая запечатлелась в памяти знавших его людей, каково значение для музея того непродолжительного этапа его истории, который связан с директорством Д.В. Петкова?

На фото: Монтаж экспозиции

В музее «Новый Иерусалим» несмотря на наличие музейного архива личного дела Д.В. Петкова не оказалось, как, впрочем, и других директоров. Но по другим документам установлено, что подпись Петкова как директора музея встречалась с 1956 по 1964 год включительно. Из тех же источников ясно, что Дмитрий Вербанович оказался одним из первых послевоенных директоров музея. Его предшественница руководила музеем всего около года, как и большинство директоров в предвоенные и послевоенные годы. На долю Д.В. Петкова выпали 8 лет. Старожилы Истры говорят, что именно при Д.В. Петкове в музее, страшно пострадавшем в годы войны, появилась первая послевоенная экспозиция. Это достижение, прежде всего, определяет роль Д.В. Петкова в истории музея «Новый Иерусалим», тем более что посетители той экспозиции до настоящего времени сохранили восторженную память о ней, в особенности о разделах историческом и природном. Интерес, возбуждаемый той экспозицией, по их воспоминаниям, незабываем. Поражала не только оригинальность решений экспозиционных задач, но и то, что многое, представленное для обозрения в той экспозиции, было сделано руками самого Дмитрия Вербановича. В разделе природы имелось несколько совершенно оригинальных макетов. Людская молва донесла до нас, что Д.В. Петков был мастером по тематической разработке подобных изделий. По-видимому, был известен в музейных кругах, по крайней мере, восточных регионов, поскольку неоднократно лично выполнял заказы музеев Урала и Сибири по созданию и изготовлению макетов.

На фото: На собрании в музее (ок. 1963 г.)

Из экспонатов, собстенноручно изготовленных Д.В. Петковым, в музее до наших дней сохранились только статуэтки из цветного строительного пластилина. Их около десятка. Это типажи, относящиеся ко времени патриарха Никона. Среди них были бояре, крестьяне, мастеровые люди, стрельцы, купцы и другие персонажи. Всего этих фигур в масштабе 1:5 было более сотни. Уцелевшие фигуры сейчас находятся в ущербном состоянии, не совместимом с возможностью их экспонирования.Память музееведов сохранила информацию о том, что успеху возобновления музейной жизни в «Новом Иерусалиме» после его уничтожения в 1941 г. способствовало приглашение Д.В. Петковым на работу в качестве научных сотрудников музея специалистов из Москвы. Среди них был известный писатель, исследователь культуры 19 века Натан Яковлевич Эйдельман. Вдова Натана Яковлевича Элеонора Александровна Павлюченко, как оказалось, одновременно с Д.В. Петковым обучалась в аспирантуре Государственного исторического музея. Архив этого музея сохранил всю документацию о пребывании Дмитрия Вербановича в аспирантуре ГИМ. Д.В. Петков родился в 1910 г. в семье известного инженератранспортника, работавшего до самой смерти в 1945 г, болгарина по национальности. Мать была домохозяйкой. Она очень болела в последние годы жизни и умерла в 1936 г. Друзья Дмитрия Вербановича по истринскому периоду его жизни помнят о его большой привязанности к матери, заботу о которой в период её болезни он взял на себя. Научившись готовить, он сделался незаурядным кулинаром. Друзья с восторгом рассказывают о приготовленных им угощениях.

На фото: В образе Беркутова («Волки и овцы» А.Н. Островского)В целом, это была глубоко интеллигентная семья, сохранившая и закрепившая в своём воспитании принципы высокой морали, культуры и благородства. Языки, музыка, искусство.... В 1930 году Д.В. Петков окончил в Свердловске одновременно среднюю школу и конструкторские курсы. В период 1930 1934 гг. работал в качестве конструктора проектного отдела Стройбюро и обучается рисунку и живописи в свердловской студии АХРР. В 1934 г. вся семья переехала в Смоленск, куда был переведен отец. В Смоленске в период с 1934 по 1941 гг. Дмитрий Вербанович работал в Заппромстройтресте, продолжал занятия живописью и в 1936 г. перешёл на работу в качестве художника сначала в Дом санитарного просвещения, затем в областной музей. Одновременно он обучался на заочном отделении Московского института коммунального строительства.

Д.В. Петков. «В окрестностях музея» (Картон, масло)1941год. Начало войны застало Д.В. Петкова в Смоленске, где Дмитрий Вербанович приобрёл свою семью. В областном музее Смоленска он встретил Евгению Эдуардовну Лепину, дочь полковника ВВС, начальника 15-й школы лётнабов под г. Челябинском. Отец Евгении Эдуардовны стал жертвой политических репрессий: в декабре 1937 года он был арестован, а в 1938 году расстрелян. Его семья (жена, тёща и две дочери) после его ареста жили под домашним арестом в военном городке в своей квартире. После расстрела полковника Лепина семье разрешили выехать в Смоленск на поселение, где жила двоюродная сестра вдовы расстрелянного полковника и где вдове и её старшей дочери с трудом удалось найти работу. Дмитрий Вербанович пришёл на работу в областной музей г. Смоленска в 1936 году. В 1939 году в музее в качестве сотрудника появилась Евгения Эдуардовна Лепина, бывшая студентка Челябинского педвуза, отчисленная из института, как дочь «врага народа». Дмитрий Вербанович Петков женился на Евгении Эдуардовне и стал для неё надёжной опорой до конца своей жизни.Великая Отечественная война явилась грозным испытанием для Д.В. Петкова, как и для всех советских людей. Изза серьёзной болезни сердца он не был военнообязанным, в силу чего подлежал эвакуации. Эвакуироваться всей семьёй сразу не представилось возможности. Поэтому Д.В. Петков с отцом и женой эвакуировались с госпиталем по железной дороге, а Ира (младшая сестра Евгении Эдуардовны) с матерью и бабушкой машинами с больницей, в которой мать работала. Больничная автоколонна была перехвачена немцами и возвращена в Смоленск. Поэтому Ира с матерью (бабушка умерла в оккупации) лишь после освобождения Смоленска воссоединились с Д.В. Петковым и его женой в г. Магнитогорске. Сам Дмитрий Вербанович после эвакуации из Смоленска работал в Башкирии на рудниках Бурибай и Бакр Узяк в качестве инженера строителя.

В 1943 году Д.В. Петков с женой переехал в Магнитогорск в связи с переходом на работу в управление производственными предприятиями треста «Магнитострой». Здесь по решению бюро ГК ВКП(б) он с июня 1945 года был переведён на должность директора Магнитогорского краеведческого музея с задачей его создания и организации. В связи с этой новой работой Дмитрий Вербанович в течение 1945 1952 гг. активно занимался самообразованием в области изучения истории Урала и г. Магнитогорска, а в 1950 52 годах окончил исторический факультет Магнитогорского государственного педагогического института. Приложение к диплому об окончании этого института отразило степень зрелости стремления Дмитрия Вербановича к историческому образованию. По всем учебным дисциплинам у него были оценки «отлично» (единственная оценка «хорошо» - по диалектическому и историческому материализму). Изучение истории Урала отразилось в четырёх его научных работах общим объёмом свыше 10 учётноиздательских листов, хранящиеся, как указано в автобиографии, в научном архиве Магнитогорского краеведческого музея. В период своей работы в Магнитогорске Д.В. Петков был удостоен правительственной награды медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»...

Авторы: Владимир Фотиевич Козлов, к.и.н., доцент, зав. кафедрой регионального краеведения и музееведения Российского Государственного Гуманитарного Университета;

Дмитрий Павлович Трутнев, к.т.н., доцент, и.о. профессора кафедры общих математических и естественно научных дисциплин филиала Российского Государственного Социального Университета в г. Дедовск, Московской области.

Полный текст статьи - в Прикрепленных файлах

Поделиться:
Авторы: Редакция Истра.РФ
Читайте также
Теги
Вы не авторизованы.
Опрос
Что вы хотели бы видеть на месте руин бассейна "Дельфин" в Истре?
скейтпарк
10%
новый бассейн
14%
гостиницу
10%
спортивный комплекс
29%
парковку
0%
аквапарк
29%
свой вариант (подробности в комментариях)
10%
Всего голосов: 21
Обсудить опрос
Комментарии

Учредитель: ООО «Истранет» Адрес учредителя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Адрес редакции и издателя: 143500, Россия, Московская область, г. Истра, ул. Ленина, д. 81 Телефон редакции: +7 (49831) 6-44-44 Редактор: redactor@istranet.ru Главный редактор: М.М. Давыдов Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-44539 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2011 года. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях и разделе "Народные новости". Редакция не предоставляет справочной информации.